О корпусе
ДетКорпус — это аннотированный корпус русской детской литературы, который отражает литературный процесс XX—XXI в. Корпус создан в первую очередь как инструмент для исторических, типологических и количественных исследований в области детской литературы, но открыт и для любых пользовательских задач: с его помощью можно искать героев, темы, события, игры, детали быта в детской литературе разных периодов. Онлайн-интерфейс для поиска по корпусу свободно доступен для исследователей, библиотекарей, учителей, и всех интересующихся детской литературой.
Деткорпус включает четыре подкорпуса, в каждом из которых поиск осуществляется отдельно.
Подкорпус художественной прозы. Самый большой подкорпус, включает 3292 прозаических произведения более чем тысячи авторов. В корпус входят произведения, написанные на русском языке. Наиболее полно в корпусе представлены произведения с 1920-х по 2010-е годы. Кроме того, в корпусе присутствуют отдельные более ранние произведения конца XIX — начала XX века, переиздававшиеся позднее. Каждое произведение включается в корпус только один раз. Поиск в подкорпусе художественной прозы.
Подкорпус нон-фикшен. Подкорпус включает научно-популярные и рекомендательные прозаические произведения для детей и подростков, написанные на русском языке. Подкорпус сфомирован из двух больших частей: научно-познавательная литература для детей 1920-х — начала 1930-х и энциклопедическая и рекомендательная литература (энциклопедии для девочек) 2000-х — 2010-х. Всего в корпусе 196 произведений. Поиск в подкорпусе нон-фикшен.
Поэтический подкорпус. Подкорпус русскоязычной поэзии, адресованной детям. На данный момент он включает 586 произведений, опубликованных на русском языке в период с 1910 по 1929 год в периодической печати. В основе корпуса лежит подготовленная Екатериной Каменевой коллекция, составленная из материалах популярных детских журналов названного периода (например, Мурзилка, Жаворонок, Светлячок, Тропинка и др.). Все стихотворения сопровождаются стиховедческой разметкой, включающей сведения о метре, размере, типе рифмовки, строфической организации текста. Метрические параметры присвоены на уровне целого текста и каждого отдельного стиха. Поиск в поэтическом подкорпусе.
Подкорпус критики детской литературы. ДетКорпус.Критика на данный момент включает 2019 статей, опубликованных на русском языке в период с 1918 по 1940 год в центральной, ведомственной и эмигрантской периодической печати. Это журналы и газеты — «Детская литература», «Книга — детям», «За коммунистическое просвещение», «Литературная газета», «Книга и пролетарская революция» (25 изданий), в том числе выходившие за рубежом «Детская книга за рубежом», «Сегодня», «Возрождение» и др. В жанровом отношении корпус состоит из статей, обзоров, рецензий, заметок и других журнальных публикаций. Все тексты корпуса критических статей сопровождаются метаданными о публикации: автор статьи, название статьи, название журнала, год выхода публикации, номер журнала / дата выхода газетного выпуска, страницы. Поиск в подкорпусе критики.
Жанровые метки
В подкорпусе художественной литературы используются следующие жанровые метки:
название | метка | текстов | примечание |
---|---|---|---|
Реалистическая (нежанровая) проза | realism | 1 924 | охватывает советскую и постсоветскую детскую литературу |
Детский детектив | detective | 349 | произведения преимущественно 1990-х — 2000-х гг |
Фантастика | fantasy | 308 | тексты, содержащие фантастические сюжетные элементы |
Литературная сказка | skazka | 463 | литературные сказки разных периодов |
Любовные повести | love | 221 | современный роман для девочек (с 2000-е гг.) |
Ужастики | horror | 86 | подкорпус страшной детской книги (с 2000-х гг.) |
Школьная повесть | school | 69 | современные произведения, объединенные школьной топикой |
Анималистическая проза | animalistic | 255 | главные герои и мотивы связаны с животным миром |
Биографическая проза | biography | 72 | в основе сюжета жизненный курс реальной персоны |
Приключенческие повести | adventure | 71 | произведения с приключенческой фабулой |
Историческая беллетристика | historical | 37 | литературные тексты об исторических событиях |
Участники проекта
Работу над Деткорпусом ведет Лаборатория цифровых исследований литературы и фольклора в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) — коллектив ученых, занимающихся созданием и продвижением инструментов количественных исследований в области истории и исторической социологии русской литературы и фольклора.
Кирилл Маслинский — создатель и главный инженер корпуса, ответственный за идеологию и методологию, интерфейс и вычислительную инфраструктуру. По вопросам сотрудничества пишите kmaslinsky@pushdom.ru. | |
Анна Колотовкина — куратор данных Деткорпуса, занимается пополнением корпуса, уточнением метаданных, исправлением ошибок. Вопросы по работе с корпусом, замечания и предложения можно направлять по адресу: annykolotovkina@gmail.com. | |
Елена Казакова — куратор подкорпуса нон-фикшн, собирает и готовит к публикации тексты научно-популярной детской литературы. | |
Ринат Бакиров — куратор поэтического подкорпуса, занимается подбором и подготовкой стихотворных текстов для корпуса, включая стиховедческую разметку. | |
Светлана Маслинская — исследователь детской литературы, главный сторонник и популяризатор корпуса среди исследователей и широкой публики. Куратор подкорпуса критики детской литературы. | |
Анна Димяненко — куратор подкорпуса эмигрантской критики детской литературы. | |
Евгения Лекаревич — первый куратор данных Деткорпуса, лучше всех знает внутреннюю структуру данных и их историю и продолжает заботиться о полноте и корректности данных корпуса. |
Благодарности
Мы очень признательны всем, кто участвовал в первоначальном наполнении и дальнейшем расширении корпуса: студентам программы «Социология и социальная информатика» Национального исследовательского университета Высшая школа экономики — Санкт-Петербург и специалистам по детской литературе, поделившимся своими исследовательскими библиографиями и коллекциями текстов. Без вашего вклада корпус не мог бы возникнуть и успешно развиваться.
Наш ключевой партнер в расширении корпуса — Российская государственная детская библиотека, благодаря сотрудничеству с РГДБ у нас есть возможность предоставить пользователям корпуса поиск по текстам сотен малоизвестных изданий 1920-х. Также мы признательны за сотрудничество Ленинградской областной детской библиотеке. Для уточнения библиографических сведений о вошедших в корпус изданиях чрезвычайно важную роль играет онлайн-каталог Российской национальной библиотеки.
Очень ценно для нас сотрудничество с издательством детской и подростковой литературы Абрикобукс, предоставившим для корпуса тексты недавно изданных книг.
Мы благодарны коллегам из Центра исследований детской литературы ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН за поддержку и популяризацию корпуса.
Катя Сенне — исследователь русской детской литературы, Университет Клермон Овернь, Франция. Сформировала основу коллекции вошедших в корпус литературных сказок советского периода. | |
Лора Тибонье — исследователь детской литературы, Институт языков и культур Европы, Америки, Африки, Азии и Австралии (ILCEA4) Университета Гренобль Альпы, Франция. Собиратель детской прозы о второй мировой войне и блокаде. | |
Екатерина Додонова — студентка программы «Социология и социальная информатика» НИУ ВШЭ СПб, участник студенческих проектов по работе над корпусом, внесла активный вклад в структуру и расширение библиографии и данных корпуса. | |
Юлия Кожевникова — студентка программы «Социология и социальная информатика» НИУ ВШЭ СПб, участник студенческих проектов по работе над корпусом, собиратель многих материалов и метаданных. | |
Никита Никифоров — студент программы «Социология и социальная информатика» НИУ ВШЭ СПб, участник студенческих проектов по работе над корпусом, внес большой вклад в работу над библиографией и сбором основного корпуса. | |
Максим Лызлов — студент программы «Филология» НИУ ВШЭ СПб, cформировал основу подкорпуса детской научной фантастики. | |
Любовь Алейник — главный библиотекарь Инновационного центра детского чтения "Библиотека книжных героев" и всего Деткорпуса. | |
Инна Сергиенко — исследователь детской литературы, Центр исследований детской литературы ИРЛИ РАН, верный последователь корпусных методов. |