О корпусе

ДетКорпус — это аннотированный корпус русской детской литературы, который отражает литературный процесс XX—XXI в. Корпус создан в первую очередь как инструмент для исторических, типологических и количественных исследований в области детской литературы, но открыт и для любых пользовательских задач: с его помощью можно искать героев, темы, события, игры, детали быта в детской литературе разных периодов. Онлайн-интерфейс для поиска по корпусу свободно доступен для исследователей, библиотекарей, учителей, и всех интересующихся детской литературой.

Деткорпус включает четыре подкорпуса, в каждом из которых поиск осуществляется отдельно.

Подкорпус художественной прозы. Самый большой подкорпус, включает 3292 прозаических произведения более чем тысячи авторов. В корпус входят произведения, написанные на русском языке. Наиболее полно в корпусе представлены произведения с 1920-х по 2010-е годы. Кроме того, в корпусе присутствуют отдельные более ранние произведения конца XIX — начала XX века, переиздававшиеся позднее. Каждое произведение включается в корпус только один раз. Поиск в подкорпусе художественной прозы.

Подкорпус нон-фикшен. Подкорпус включает научно-популярные и рекомендательные прозаические произведения для детей и подростков, написанные на русском языке. Подкорпус сфомирован из двух больших частей: научно-познавательная литература для детей 1920-х — начала 1930-х и энциклопедическая и рекомендательная литература (энциклопедии для девочек) 2000-х — 2010-х. Всего в корпусе 196 произведений. Поиск в подкорпусе нон-фикшен.

Поэтический подкорпус. Подкорпус русскоязычной поэзии, адресованной детям. На данный момент он включает 586 произведений, опубликованных на русском языке в период с 1910 по 1929 год в периодической печати. В основе корпуса лежит подготовленная Екатериной Каменевой коллекция, составленная из материалах популярных детских журналов названного периода (например, Мурзилка, Жаворонок, Светлячок, Тропинка и др.). Все стихотворения сопровождаются стиховедческой разметкой, включающей сведения о метре, размере, типе рифмовки, строфической организации текста. Метрические параметры присвоены на уровне целого текста и каждого отдельного стиха. Поиск в поэтическом подкорпусе.

Подкорпус критики детской литературы. ДетКорпус.Критика на данный момент включает 2019 статей, опубликованных на русском языке в период с 1918 по 1940 год в центральной, ведомственной и эмигрантской периодической печати. Это журналы и газеты — «Детская литература», «Книга — детям», «За коммунистическое просвещение», «Литературная газета», «Книга и пролетарская революция» (25 изданий), в том числе выходившие за рубежом «Детская книга за рубежом», «Сегодня», «Возрождение» и др. В жанровом отношении корпус состоит из статей, обзоров, рецензий, заметок и других журнальных публикаций. Все тексты корпуса критических статей сопровождаются метаданными о публикации: автор статьи, название статьи, название журнала, год выхода публикации, номер журнала / дата выхода газетного выпуска, страницы. Поиск в подкорпусе критики.

Жанровые метки

В подкорпусе художественной литературы используются следующие жанровые метки:

название метка текстов примечание
Реалистическая (нежанровая) проза realism 1 924 охватывает советскую и постсоветскую детскую литературу
Детский детектив detective 349 произведения преимущественно 1990-х — 2000-х гг
Фантастика fantasy 308 тексты, содержащие фантастические сюжетные элементы
Литературная сказка skazka 463 литературные сказки разных периодов
Любовные повести love 221 современный роман для девочек (с 2000-е гг.)
Ужастики horror 86 подкорпус страшной детской книги (с 2000-х гг.)
Школьная повесть school 69 современные произведения, объединенные школьной топикой
Анималистическая проза animalistic 255 главные герои и мотивы связаны с животным миром
Биографическая проза biography 72 в основе сюжета жизненный курс реальной персоны
Приключенческие повести adventure 71 произведения с приключенческой фабулой
Историческая беллетристика historical 37 литературные тексты об исторических событиях

Участники проекта

Работу над Деткорпусом ведет Лаборатория цифровых исследований литературы и фольклора в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) — коллектив ученых, занимающихся созданием и продвижением инструментов количественных исследований в области истории и исторической социологии русской литературы и фольклора.

КА Кирилл Маслинский — создатель и главный инженер корпуса, ответственный за идеологию и методологию, интерфейс и вычислительную инфраструктуру. По вопросам сотрудничества пишите kmaslinsky@pushdom.ru.
NP Анна Колотовкина — куратор данных Деткорпуса, занимается пополнением корпуса, уточнением метаданных, исправлением ошибок. Вопросы по работе с корпусом, замечания и предложения можно направлять по адресу: annykolotovkina@gmail.com.
ЕК Елена Казакова — куратор подкорпуса нон-фикшн, собирает и готовит к публикации тексты научно-популярной детской литературы.
ЕК Ринат Бакиров — куратор поэтического подкорпуса, занимается подбором и подготовкой стихотворных текстов для корпуса, включая стиховедческую разметку.
СГ Светлана Маслинская — исследователь детской литературы, главный сторонник и популяризатор корпуса среди исследователей и широкой публики. Куратор подкорпуса критики детской литературы.
ЕК Анна Димяненко — куратор подкорпуса эмигрантской критики детской литературы.
ЕЛ Евгения Лекаревич — первый куратор данных Деткорпуса, лучше всех знает внутреннюю структуру данных и их историю и продолжает заботиться о полноте и корректности данных корпуса.

Благодарности

Мы очень признательны всем, кто участвовал в первоначальном наполнении и дальнейшем расширении корпуса: студентам программы «Социология и социальная информатика» Национального исследовательского университета Высшая школа экономики — Санкт-Петербург и специалистам по детской литературе, поделившимся своими исследовательскими библиографиями и коллекциями текстов. Без вашего вклада корпус не мог бы возникнуть и успешно развиваться.

Наш ключевой партнер в расширении корпуса — Российская государственная детская библиотека, благодаря сотрудничеству с РГДБ у нас есть возможность предоставить пользователям корпуса поиск по текстам сотен малоизвестных изданий 1920-х. Также мы признательны за сотрудничество Ленинградской областной детской библиотеке. Для уточнения библиографических сведений о вошедших в корпус изданиях чрезвычайно важную роль играет онлайн-каталог Российской национальной библиотеки.

Очень ценно для нас сотрудничество с издательством детской и подростковой литературы Абрикобукс, предоставившим для корпуса тексты недавно изданных книг.

Мы благодарны коллегам из Центра исследований детской литературы ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН за поддержку и популяризацию корпуса.

ИА Катя Сенне — исследователь русской детской литературы, Университет Клермон Овернь, Франция. Сформировала основу коллекции вошедших в корпус литературных сказок советского периода.
ЛТ Лора Тибонье — исследователь детской литературы, Институт языков и культур Европы, Америки, Африки, Азии и Австралии (ILCEA4) Университета Гренобль Альпы, Франция. Собиратель детской прозы о второй мировой войне и блокаде.
КД Екатерина Додонова — студентка программы «Социология и социальная информатика» НИУ ВШЭ СПб, участник студенческих проектов по работе над корпусом, внесла активный вклад в структуру и расширение библиографии и данных корпуса.
ЮК Юлия Кожевникова — студентка программы «Социология и социальная информатика» НИУ ВШЭ СПб, участник студенческих проектов по работе над корпусом, собиратель многих материалов и метаданных.
НН Никита Никифоров — студент программы «Социология и социальная информатика» НИУ ВШЭ СПб, участник студенческих проектов по работе над корпусом, внес большой вклад в работу над библиографией и сбором основного корпуса.
МЛ Максим Лызлов — студент программы «Филология» НИУ ВШЭ СПб, cформировал основу подкорпуса детской научной фантастики.
ЛА Любовь Алейник — главный библиотекарь Инновационного центра детского чтения "Библиотека книжных героев" и всего Деткорпуса.
ИА Инна Сергиенко — исследователь детской литературы, Центр исследований детской литературы ИРЛИ РАН, верный последователь корпусных методов.

social